ЯСЕМИН ХАТУН Род деятельности: вторая супруга султана Османа, мать погибшего шехзаде Мехмеда и Хюмашах Султан |
10 ФАКТОВ О ПЕРСОНАЖЕ |
♦ Прежняя безмятежная жизнь Ясемин, получившей при рождении благозвучное имя Катрина, проходила в албанской деревне Рези, располагавшейся в Дукагинском нагорье. В то время Албания уже почти два столетия находилась под властью Османской империи, и Катрина хорошо помнит, как матушка прятала ее, единственную дочь, в крохотном чуланчике, лишь показывались близ побережья турецкие корабли.
♦ Однако однажды девушка не успела укрыться, и ее вместе с ровесницами силой увезли в Стамбул, где самых красивых и здоровых отобрали в качестве наложниц в гарем султана.
♦ В гареме Катрина получила новое имя - Ясемин, что значит "цветок жасмина". Невольно отказавшись от прежнего имени, Ясемин была вынуждена забыть и свою прежнюю жизнь. Первое время она горько тосковала по родной земле и своей семье, едва находя в себе силы жить, а точнее выживать в этом новом, неуютном и недружелюбном мире. Иногда ей думалось, что лучше не жить вовсе, чем жить так. Она отказывалась от еды и воды, выражая таким образом слабое сопротивление насаждаемому порядку. Но благодаря поддержке и неравнодушию Бурназ-калфы, что в гареме редкость, она справилась с мрачными мыслями и научилась принимать случившееся как данность и шанс зажить лучшей жизнью. Впоследствии, став султаншей и произведя на свет первенца, шехзаде Мехмеда, Ясемин отблагодарила калфу и поспособствовала тому, чтобы ее наградили за преданную службу и выдали замуж за достойного человека.
♦ Получив от Бурназ-калфы ценные советы и рекомендации, Ясемин вела себя благоразумно и прилежно училась. К счастью, она происходила из зажиточной, но не знатной семьи, и с ранних лет ей прививалась любовь к труду. Ясемин проявила себя как способная к различным занятиям девушка, к тому же обладающая покладистым и спокойным нравом. Кроме того, она очень красива. Ее вьющиеся пшеничные волосы, рассыпающиеся по плечам и спине, всегда бросались в глаза на фоне темноволосых головок других наложниц. Хатун приглянулась Валиде-султан, которая взяла девушку себе в услужение, а после она удостоилась внимания самого наследного шехзаде Османа и очаровала его своей мягкостью и нежностью.
♦ В это время у шехзаде уже была фаворитка, Фахрие, и первенец от нее - шехзаде Баязид. Фахрие, мягко говоря, была недовольна появлением соперницы и неоднократно давала Ясемин понять, что своего места она не уступит, насмерть будет стоять. Не в характере благоразумной и добросердечной Ясемин лезть на рожон, поэтому она открыто не конфликтовала с Фахрие, но и не боялась ее. Она была уверена, что сумеет укрепить свое положение в гареме спокойными, законными способами.
♦ Действительно, вскоре Всевышний подарил ей сына - шехзаде Мехмеда, который стал для Ясемин смыслом дальнейшей жизни. Затем на свет появилась луноликая султанша Хюмашах, единственная дочь шехзаде, а затем султана Османа. Султанша души не чает в своих детях и стремится сделать все возможное, чтобы обеспечить им счастливое и безопасное будущее.
♦ Ясемин долго не решалась предпринимать какие-либо действия, чтобы укрепить положение своего шехзаде, ведь предпринять на самом деле можно было только одно - избавиться от главного препятствия на пути Мехмеда к османскому престолу. Султанша пошла на отчаянный шаг, но попытка оказалась неуспешной. Шехзаде Баязид вернулся в столицу, и над Ясемин нависла угроза разоблачения. К счастью, неведомым для султанши образом, все обернулось благополучно и как будто было забыто, подобно страшному сну.
♦ Однако сон куда страшнее этого стал явью. Летом 1557 года, отправившись вслед на своей невестой, крымской принцессой Айшегюль, корабль шехзаде Мехмеда подвергся нападению корсаров, и сын Ясемин Султан был убит.
После смерти Мехмеда вместе с дочерью Хюмашах Ясемин уехала во дворец в Эдирне. Видеть дворец, который стал усыпальницей ее единственного сына, было невыносимо. А все жители Топкапы казались причастными к гибели шехзаде или во всяком случае теми, кто не сделал ничего, чтобы не позволить этому случиться. Ясемин в одночасье потеряла все и была безутешна. Она скорбела всем сердцем по своему сыну и не могла думать ни о чем ином. Только во снах Мехмед приходил к ней, точно живой, и беседовал с ней. Видела она его и совсем младенцем, которого прижимала к своему сердцу, и едва научившимся ходить, и мальчиком-подростком, машущим деревянным мечом на манер самого настоящего воина. И, наконец, юношей, которым она его и запомнила. Каким его все запомнили. Юношей с прекрасным, как у ангела, лицом и столь же милосердным, пламенным, смелым сердцем. Она запускала в его непослушные, вьющиеся волосы ладонь, как делала, когда Мехмед был еще ребенком, а он смущался этой ее материнской нежности, но снисходительно относился к этой материнской слабости.
Едва ли не каждую ночь образ Мехмеда возникал в сновидениях Ясемин. И она стала намеренно принимать снотворный отвар, чтобы видеться с сыном. Какой-то частью рассудка она понимала, что это иллюзия и игра памяти с воображением, но отказаться от этого манящего фантома никак не могла. День за днем Ясемин все дольше и дольше предавалась сну, так что ритм жизни ее, точнее сказать, существования, был совершенно нарушен. Без снадобья она не могла уже заснуть, а чтобы все же погрузиться в сон, снотворного было необходимо все больше и больше. Хатун, что ухаживали за бывшей госпожой, всерьез обеспокоились ее здоровьем, однако ослушаться приказа и что-либо возразить не осмеливались - не столько потому, что имели дело с бывшей султаншей, сколько опасались, что она сотворит с собой что-нибудь похуже, пусть уж лучше спит.
В один день все же случилось то, чего боялись служанки. Ясемин Хатун приняла слишком много отвара и долго не могла проснуться. Вызвали лучшего в Эдирне лекаря, который определил, что нездоровый сон женщины подкреплялся действием снотворного растения, сок которого оказывал также болеутоляющий эффект, но при регулярном применении опасен для жизни. К счастью, он сумел излечить Ясемин и некоторое время наблюдал за ней, пока она окончательно не пришла в себя.
С поддержкой Хюмашах ей удалось возродить желание жить дальше, хотя и жизнь эта не могла быть прежней. Ясемин не торопилась возвращаться в Топкапы, собираясь с силами и восстанавливая саму себя по кусочкам. Хюмашах же было вредно долго находиться в добровольном заключении в Эдирне, и Ясемин отпустила дочь в столицу. Сама же тем временем подвергла переосмыслению свое прошлое и крепко задумалась о будущем. Она твердо решила, что убийцы ее Мехмеда - а тому, что он пал жертвой случая и алчности корсаров, Ясемин совершенно не верила - должны ответить за содеянное. Кровь, как говорится, за кровь. Так, бывшая султанша вознамерилась вернуться в Топкапы, отыскать заговорщиков и совершить над ними справедливый и беспощадный суд. Конечно, это не вернет Мехмеда и не придаст смысла его безвременной смерти. Но по крайней мере он будет отомщен.
Ясемин подозревает, что к нападению пиратов приложила руку одна из султанш-фавориток султана, Сафие или Фахрие, однако кто именно из них - предстоит выяснить. Во дворце хатун знакомится с шехзаде Мурадом, которого через некоторое время начинает поддерживать как престолонаследника. Не питая личной неприязни ни к Баязиду, ни к Касыму, Ясемин тем не менее не желает оказывать поддержку ни одному из них, исключительно из-за вражды с их матерями. Нет уж, удовольствия лицезреть восшествие на престол сына, которого ее саму неправомерно лишили, она им не доставит! За спиной же Мурада не стоит честолюбивая мать, и она может если не заменить ему ее, то оказать посильную протекцию.
ОБ ИГРОКЕ |
Дополнительно | Связь с вами |
Как вы нас нашли? | Есть у АМС |
Отредактировано Ясемин Хатун (08.07.2022 15:19)