РАБСТВО
https://i.imgur.com/7JfJZgx.png

[indent] Согласно законам ислама, обращать свободного мусульманина в рабство запрещено. Это, однако, не касается захваченных в плен во время войн немусульман. Это положение и стало отправной точкой для налаживания бизнеса на торговле невольниками – мужчинами и женщинами, которых привозили в основном из Африки, Судана и черноморского побережья Кавказа. Однако, в отличие от других систем рабовладения, законы Шариата предусматривают наличие у раба определенных прав, в том числе  на пищу, жилье, одежду, имущество. Кроме того, хозяин должен заботиться о здоровье раба. Освобождение раба ислам рассматривает как богоугодное дело, как акт искупления грехов. Недаром одной из форм искупления  за пропуск одного дня обязательного поста в  месяц Рамадан является, в том числе, и освобождение одного раба. Женщина-рабыня получала свободу, если рожала ребенка от своего господина. Военнопленные рабы получали свободу после 6-7 лет рабства.
[indent] Рабов также часто освобождали согласно последней воле господина, упомянутой  в его завещании. Положение рабов было различным. Так, например, невольница в гареме паши, а пашам так же не запрещается иметь свои гаремы, могла быть матерью его детей. Невольница в султанском гареме – влиятельной фигурой в государстве. Здесь стоит упомянуть и пресловутую систему «девширме». Согласно этой практике, один раз в три-пять лет от 40 дворов султанских подданных-христиан (из Балкан и Анатолии) забирался  один мальчик (юноша) в возрасте 8-18 лет. (Не брали женатых или единственного ребенка в семье. Девширме также не распространялось на евреев).  Все они также считались рабами султана и распределялись либо для придворной  службы, либо в янычары. Став рабом султана, человек совсем не знатного происхождения мог сделать головокружительную карьеру.
[indent] Рабов продавали на  Курином рынке (Tavukpazarı), располагавшемся между мечетями Нуросманлы и Атик Али-паши недалеко от главного стамбульского рынка Капалычаршы. За работой рынка следили шейх и специально назначаемый государственный надсмотрщик. Должность надсмотрщика невольничьего рынка была очень почетной. По некоторым оценкам, в разные исторические эпохи  до 20% населения Стамбула составляли рабы. Даже семьи со средним достатком покупали себе рабов для работы по хозяйству.

ЦЕНЫ И НАЛОГИ
https://i.imgur.com/7JfJZgx.png

[indent] Если раб оставался в чьем-либо владении в течение трех лет, то за него следовало уплатить так называемый «обычный налог» (ресм-и-мукаррер). Он равнялся 200 османским акче и собирался непосредственно в султанскую казну. Двойная выплата могла делать содержание раба невыгодным, и его чаще всего отпускали. Кроме этого раб мог заработать деньги и выкупить сам себя.
Исследование невольничьего рынка в Османской империи выдает подробную информацию о ценах на рабов. Такие факторы, как возраст, цвет кожи, девственность и т. д. существенно повлияли на цены. Самыми дорогими рабами были рабы в возрасте от 10 до 35 лет, причем самые высокие цены приходились на европейских девственниц в возрасте 13-25 лет и мальчиков-подростков. Более дешевыми рабами были инвалиды и африканцы к югу от Сахары. В среднем раб стоил 6000 акче.
[indent] При ввозе и продаже рабов взимались различные налоги. Одним из них был налог «пенчик» или «пенч-йек», что буквально означает «одна пятая». Это налогообложение основывалось на аятах Корана , согласно которым пятая часть военных трофеев принадлежала Богу , Пророку и его семья , сиротам, нуждающимся и путешественникам. Османы, вероятно, начали собирать пенчик во времена султана Мурада I (1362–1389). Пенчик собирали как деньгами, так и натурой, в том числе рабами. В некоторых случаях с военнопленных налог не взимался.  Возвращение беглых рабов было делом для частных лиц, называемых «явачи». Тот, кому удавалось найти беглого раба, собирал плату за «хорошие новости» от явачи, и последний брал эту плату плюс другие расходы с владельца рабов. Рабов также можно было сдавать в аренду, наследовать, закладывать , обменивать или дарить в качестве подарков.
Источник