ШЕХЗАДЕ УМУТ (ДАРИАН) 20
BIRKAN SOKULLU
СЫН ШЕХЗАДЕ КАСЫМА И ПАРИХАН БЕГУМ ШАХ
18 марта 1558 г.10 ФАКТОВ О ПЕРСОНАЖЕ
Говорят, последней умирает надежда. Значит, когда на месте плодородной земли образуется пепелище, остается надежда, что тлеющие угли через несколько лет вновь обратятся почвой. Убей надежду - и не останется ничего. Пепел без надежды становится прахом.
Османо-персидская война выкосила, подобно созревшим колосьям, тысячи жизней. Лезвие ее безжалостного серпа одним касанием разрубило даже самого опытного и неуязвимого воина - султана Османа. Война не была выиграна, но и побежденным уцелевшее османское войско себя не признавало. Никогда не склонит голову перед Сефевидами. И вот посреди крови и тления вдруг промелькнул отблеск надежды.
Неожиданно череда горьких потерь сменилась приобретением. Чрево предательницы и зачинщицы войны, сефевидской принцессы Парихан Бегум Шах, произвело на свет дитя, сына шехзаде Касыма. Умирая на руках бывшего господина и возлюбленного, персиянка открыла ему эту тайну. При рождении мальчик получил персидское имя Дариан и сразу был передан на воспитание в чужую семью, лояльную шаху. Шехзаде не мог оставить ребенка на чужой земле в логовище врагов и тайно вывез сына, которому дал турецкое имя Умут, что значит - надежда.
Несколько лет Умут прожил с отцом и бабушкой в Конье, вдали от дворцовой сутолоки, но отнюдь не интриг. Сафие Султан лично занималась воспитанием внука, на которого возлагала тщеславные надежды. Именно Умут должен был однажды унаследовать османский престол, после своего отца или даже вместо него, если шехзаде Касым не одумается. Более того, будучи также кровным родственником шаха, Умут мог объединить под своей властью и Сефевидское государство. Этот внушительный потенциал еще совсем маленького ребенка тешил неутолимую алчность султанши. Шехзаде Касым не мог оградить сына от ее влияния, да и считал его слишком маленьким, чтобы оно сколько-нибудь ему повредило.
В 1563 году султан Баязид, воспользовавшись волнениями на Кипре, попытался отбить венецианскую гегемонию. Поскольку Конья была ближе других провинций к острову, главнокомандующим в этом походе был назначен шехзаде Касым. Не успев оправиться после тяжелой войны и почти утратив прежнее жизнелюбие, шехзаде не вернулся в этот раз домой. В одну из ночей между битвами венецианцы напали на османский лагерь. Шехзаде Умут, не знавший матери, потерял и отца.
Сафие Султан была бы совершенно безутешна, если бы не Умут. Теперь он заменил ей сына, и женщина выбрала смыслом своей жизни сделать из него будущего султана. Но ситуация в империи была непростой. Слишком далек маленький шехзаде от трона, и даже сам падишах рискует в любой момент его потерять. Слухи о том, что шехзаде Мурад жив, пророчат междоусобицу, пламя которой распространится по многим провинциям. Безумный и жестокий, Мурад не оставит в живых никого из османских отпрысков. Сафие срочно должна была что-то предпринять, но не успела. Валиде Фахрие Султан все это время была на несколько шагов впереди. Она решила одним махом избавиться от заклятой соперницы и какого-никакого претендента на престол. Султаншу обвинили в заговоре против повелителя и подготовке народного мятежа. Репутация Сафие не способствовала ее оправданию, и султан Баязид без тени сомнения отдал приказ о казни.
Шехзаде Умут остался один в этом мире. Дядя-султан милосердно сохранил мальчику жизнь, что, скорее всего, не входило в планы Фахрие Султан. Надо полагать, не без ее внушения, падишах заключил маленького шехзаде в кафес, запретив ему до конца дней покидать дворец и общаться с кем-либо кроме прислуги.
Проведя в кафесе 15 лет, Умут начал постепенно терять рассудок. Все чаще возникали странные видения. Слуги доносили султану, что шехзаде часто разговаривает то с отцом, то с матерью, и это не похоже на обычные фантазии или воспоминания. Он ведет себя так, словно действительно видит их, как будто они находятся в его покоях из плоти и крови. В остальном молодой человек вел себя тихо и адекватно, а в образованности пожалуй даже превзошел своего отца. Его поэмы, если бы их конечно когда-нибудь увидел свет, встали бы в один ряд с Омаром Хайямом, Ширази и Низами Гянджеви.
Однажды после "видения" Сафие Султан шехзаде Умут вспомнил то, чем она учила его в детстве. Бабушка говорила, что это султан Баязид уничтожил ее отца, а перед этим превратил его жизнь в кошмар. Его милосердие на самом деле бесчеловечная жестокость. Обречь человека на жизнь взаперти не хуже ли казни, что обрывает ее в одно мгновение? Мучительные годы в страдании и агонии на глазах у великого падишаха, который упивается своей властью и вседозволенностью!
Матушка согласна с султаншей и говорит, что в нем половина крови - персидской, а значит, он также часть семьи шаха. Лишь отец не разделяет эти идеи, он считает, что жизнь, пусть даже в золотой клетке, гораздо ценнее смерти, а свобода заложена в его душе, его личности, и никакие дворцовые стены не могут ее ограничить. Поэзия, наука, музыка, искусство - вот подлинная радость в этом мире, и ему доступно все это больше, чем кому-либо. Ему не нужно надламывать себя, чтобы взяться за рукоять меча - ему никогда не воевать, не лишать никого жизни, не стоять перед сложным моральным выбором... Все, что ему осталось, обрести любовь и тогда он может быть вполне счастлив.
Все обдумав, шехзаде выбирает сторону матери и бабушки. Он благодарен отцу за любовь к литературе и наукам, за чувствительность сердца, но считает, что султан Баязид обошелся с его семьей несправедливо. Помиловал, а затем отправил на верную смерть отца, казнил бабушку, обрек его самого на мучительное прозябание, недожизнь в золотой клетке. Умут решает сбежать из кафеса с помощью Юсуфа, отправиться в Персию и представть перед шахом, своим родственником по матери, вместе с ним объявить войну султану Баязиду и отомстить жестокому дяде...
Единственный друг шехзаде - Юсуф-ага, евнух, который прислуживает ему в кафесе и отвечает за работу всех остальных слуг. Он запрещает им трепаться о том, что происходит в покоях шехзаде, и с пониманием относится к состоянию наследника. Поди не свихнись, годами не видя белого света. Юсуфу можно доверять, он надежный человек, в чьей преданности Умут не сомневается. Да у него и нет иного выбора: невольно будешь доверять единственному человеку, кто разделяет с тобой большую часть одиночества.
Беспросветную жизнь время от времени скрашивали наложницы, к которым Умут до некоторого времени оставался скорее равнодушен. Только одна девушка по-настоящему тронула его сердце, не испугавшись внезапного приступа видений у шехзаде. Напротив, ей удалось вернуть его в реальность и успокоить. Истощенный частыми галлюцинациями и настоями, от которых становилось только хуже, Умут почти все время стал проводить с этой одалиской, которой дал имя Джансель - река жизни.
♦ Что делать с персонажем в случае вашего ухода? | ♦ Связь с вами. Принимаются все виды мессенджеров и соцсетей. ЛС и электронная почта не в счет. Можно спрятать под скрытый текст |
Отправить к праотцам | Есть у АМС |
Отредактировано Шехзаде Умут (18.05.2024 17:09)